Как вступить в наследство по завещанию?

Текст подготовила Мария Гуреева
Источник: Domofond.ru

Источник фотографии

– Если моя престарелая мама является владельцем дачи и оставила завещание о переходе после ее смерти этого имущества в мое распоряжение, как единственной дочери, что мне будет необходимо сделать для вступления в наследство после ее смерти? Будут ли какие-то финансовые затраты с моей стороны для переведения этой собственности в мое распоряжение или нет?

Отвечает управляющий партнер юридической компании «ЭНСО», президент Института развития и адаптации законодательства, глава комитета по оценке регулирующего воздействия общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Головченко:

После смерти мамы Вы станете наследником первой очереди. С Вами на одной линии наследования будет супруг Вашей мамы, а также Ваши братья и сестры, если они есть.

После смерти наследодателя все имущество, вместе с долгами (об этом не стоит забывать) в равных долях будет причитаться всем наследникам первой очереди, разве что, если кто-то из них не будет лишен наследства по закону. Исходя из Вашего сообщения, у мамы других детей нет. Вы не написали, жив ли супруг. Если супруг жив, то наследство, следовательно, будет делиться на две части. Если нет, то и делить здесь нечего.

Ваша мама оставила завещание на Ваше имя. Часть имущества может не достаться наследнику по завещанию. Есть обязательные наследники: иждивенцы, которые находились на содержании наследодателя, а также прочие наследники первой линии. Им причитается не менее половины от того, что могло причитаться по закону. Если жив супруг матери, то ему причитается ¼ обязательная доля.

Теперь рассмотрим механизм принятия наследства. Если Вам известно о том, у какого нотариуса Ваша мама оставила завещание, то здесь все просто – идете к этому нотариусу, предъявляете свидетельство о смерти мамы и свой паспорт. Если Вам известно лишь о факте написания завещания, но Вы не знаете, у какого нотариуса оно находится, заходите на сайт Федеральной нотариальной палаты и по данным Вашей мамы находите данные нотариуса.

Наследство открывается в день смерти наследодателя. Для принятия наследства есть два способа:

- принять его фактически, то есть пользоваться имуществом, как своим собственным;
- и написать заявление нотариусу.

При этом фактически принятое наследство не мешает все же сходить к нотариусу с заявлением об его оформлении.

В заявлении следует указать Ваши данные, данные наследодателя, дату его смерти, последнее место жительства, основание для вступления в наследство (в Вашем случае это будет завещание), а также желаете ли Вы вступить в него. Вступая в наследство, Вы принимаете не только имущество, но также имущественные права и обязанности неличного характера – то есть и долги умершего.

Заявление можно отправить по почте или передать нарочным. В этом случае Вам следует заверить подлинность Вашей подписи у нотариуса или иного уполномоченного на то лица. Одновременно в заявлении Вы можете запросить выдачу Вам свидетельства о праве на наследство. В противном случае Вам придется писать второе заявление. Получение свидетельства – это право наследополучателя. Выдается свидетельство по истечении сроков принятия наследства, то есть спустя шесть месяцев.

Срок принятия наследства составляет шесть месяцев со дня смерти наследодателя. При пропуске срока восстановить его возможно только судебным путем при условии, что суд признает пропуск срока уважительным.

Подведем итог: принимаете наследство в первые шесть месяцев со дня смерти, а свидетельство получаете через шесть месяцев после смерти наследодателя.

Финансовая составляющая вступления в наследство: при обращении за совершением нотариальных действий граждане уплачивают государственную пошлину. Размер пошлины не может быть произвольным; его устанавливает Налоговый кодекс РФ. Освобождаются от уплаты пошлины наследники, проживающие на одной территории с наследодателем и продолжающие проживать там после его смерти (п.5 ст. 333.38 НК РФ).

Пошлины оплачиваются за вскрытие конверта и оглашение закрытого завещания в сумме 300 рублей (пп.15 п.1 ст. 333.24 НК РФ), за выдачу свидетельства о праве на наследство. Размер пошлины зависит не от способа вступления в наследство (по праву или по завещанию), а от родственных связей: это наследники первой линии и полнородные братья и сестры. Они уплачивают пошлину в размере 0,3% наследуемого имущества, но не более 100 тысяч рублей. Все прочие должны уплатить 0,6%, но не более 1 млн рублей (п. 22 п.1 ст. 333.24 НК РФ).

Свидетельство о праве на наследство Вам необходимо при перерегистрации на себя права собственности на транспортное средство, недвижимость, банковские вклады, ценные бумаги, то есть все то, что требует регистрации.

Отвечает юрист, Burlingtons LLP Мария Паулюс (Лондон):

Для вступления в наследство и последующего получения свидетельства о праве на наследство необходимо после смерти наследодателя обратиться к нотариусу, у которого было составлено завещание. В случае, если Вы не видели завещания, но знаете о его существовании, необходимо у любого нотариуса Вашего города сделать запрос в нотариальную палату и выяснить, в делах какого нотариуса хранится этот документ. После чего этот нотариус (это будет удобнее всего) открывает наследственное дело сроком на шесть месяцев.

В Вашем случае важно знать, точно ли нет других желающих вступить в наследство, например супруг Вашей мамы: он также может претендовать на долю в наследстве, несмотря на завещание (не менее половины доли, которая причиталась бы ему из них при наследовании по закону).

Что касается финансовых затрат, то Вам придется заплатить нотариусу государственную пошлину – 0,3% от стоимости наследуемого имущества, но не более 100 тысяч рублей, плюс небольшую сумму за техническую работу специалиста. Информацию о стоимости имущества Вы можете получить на официальном сайте Росреестра.

В данном случае наследство не облагается НДФЛ. Период на владение имуществом для последующей продажи без начисления НДФЛ начинает исчисляться с момента открытия наследственного дела, а не с момента регистрации права собственности на наследство.

В Вашей ситуации я бы рекомендовала заключить с мамой договор дарения на дачный дом. Это упростит многие процессы, связанные с получением наследства. Но при любом раскладе Вам необходимо будет зарегистрировать право собственности, госпошлина составит 2 тысячи рублей.

Отвечает нотариус Нотариальной палаты г. Санкт-Петербурга: Анна Таволжанская:

После смерти мамы Вам будет необходимо обратиться к нотариусу, чтобы принять и оформить наследство. Принятие наследства осуществляется путем подачи нотариусу соответствующего заявления. Текст такого заявления, как правило, составляют сотрудники нотариальной конторы. Выбрать нотариуса Вы можете по своему усмотрению. Единственное требование – это должен быть нотариус того нотариального округа, в котором проживала Ваша мама на момент смерти. Нотариальный округ (территория деятельности нотариуса) устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации.

Подать нотариусу заявление о принятии наследства нужно до истечения шести месяцев со дня смерти наследодателя. Пропуск этого срока может привести к необходимости обращения в суд. Для оформления наследства обычно необходимо предоставить нотариусу документ из жилищных органов, содержащий информацию о последнем месте жительства умершего, а также документы, на основании которых было приобретено наследуемое имущество (например, договор купли-продажи, свидетельство о праве собственности на землю и т. п.). Также нужно предъявить нотариусу завещание. Если других наследников, имеющих право на наследство, не выявится, то при наличии завещания документы, подтверждающие Ваши родственные отношения с мамой, предъявлять необязательно. Однако предъявление таких документов уменьшит Ваши расходы на оформление наследства.

По истечении шести месяцев со дня смерти наследодателя Вы получите у нотариуса свидетельство о праве на наследство. Стоимость этой операции составляет 0,6% от стоимости наследуемого имущества, если Вы не подтвердите, что являетесь дочерью наследодателя, и 0,3% – если подтвердите. К этой сумме также добавится стоимость услуг правового и технического характера, размер которой зависит от нотариального округа. Сведения о стоимости наследуемого недвижимого имущества нотариус получает самостоятельно из органов Росреестра. Кроме того, сразу после выдачи Вам свидетельства о праве на наследство нотариус направит в Росреестр заявление о регистрации Вашего права собственности на дачу. После осуществления такой регистрации Вы станете полноправным собственником.

Отвечает юрист Анна Корнеева:

После смерти мамы Вам будет необходимо выполнить следующее:

- получить свидетельство о смерти;
- обратиться к нотариусу (по месту жительства умершего либо по месту нахождения имущества) с заявлением о принятии наследства (срок составляет шесть месяцев со дня смерти);
- предъявить свой паспорт, завещание (если имеется на руках), документы, подтверждающие родство с умершим (Ваше свидетельство о рождении), документы в отношении имущества, оставленного по завещанию.

Стоимость оформления наследства зависит от стоимости имущества (обязательная госпошлина), а также от работы нотариуса (технической, юридической), которую будет выполнять нотариус по Вашему поручению.

Важно помнить, что существует категория граждан (иждивенцы, несовершеннолетние дети и другие), которые могут получить обязательную долю в наследстве, несмотря на наличие завещания.

Отвечает руководитель отдела продаж «Истринской долины» Алексей Шаров:

Для начала Вам следует обратиться в нотариальную контору, которая расположена по месту нахождения дачи. Для похода к нотариусу возьмите с собой паспорт, завещание, документы на дачу, свидетельство о смерти мамы и справку с последнего места жительства.

У нотариуса Вы должны будете составить заявление о принятии наследства, на основании которого открывается наследственное дело. Если больше никто не претендует на дачу мамы, то через полгода Вы сможете вступить в наследство и получить свидетельство о нем.

С полученным свидетельством о наследстве Вы должны будете обратиться в местное отделение управления Федеральной службы государственной регистрации, картографии и кадастра (Росреестр) или МФЦ.

Вам придется оплатить услуги нотариуса. Для получения свидетельства о регистрации права на имущество необходимо будет оплатить государственную пошлину. Если Вы надумаете продать дачу в течение трех лет после вступления в наследство, то придется заплатить еще и 13% от стоимости продажи.

Источник ➝

Как защитить своё жильё от нового способа мошенничества

Сивакова И. В.

Источник фотографии

Частная собственность на квартиру наделяет ее обладателя широкими возможностями: он может сдать ее, заложить, продать, подарить – одним словом, распорядиться, как душе угодно.

Это и большой плюс, и одновременно большой минус, поскольку дает шанс мошенникам, прикрывшись именем собственника, завладеть его квартирой.

Практике известно много примеров, как действуя на основании поддельных доверенностей или даже паспортов, злоумышленники оформляли сделки с чужой недвижимостью, оставляя законного собственника и без денег, и без жилья.

Но оказывается, что наклеенные усы, парики и виртуозное копирование подписи – это уже прошлый век. Современные мошенники научились переоформлять собственность на себя прямо через интернет.

Вчера на многих информационных порталах была опубликована новость о новом способе мошенничества с недвижимостью, который уже показал себя в действии на примере печальной истории одного из жителей столицы.

Получив в очередной раз платежку на оплату коммунальных услуг, он заметил, что в графе «плательщик» указан вовсе не он: квартира все та же, а вот собственником ее значится совершенно другой гражданин.

Выяснилось, что еще прошлой осенью он подарил квартиру тому самому, неизвестному. Ситуация такая, что и в страшном сне не приснится: сам того не ведая, собственник передал свою квартиру неизвестно кому, да еще и даром!

И как же мошенникам удалось такое провернуть? «Медвежью услугу» здесь оказали высокие технологии.

Ключ к переоформлению собственности на недвижимость таится, как известно, в Росреестре. А с недавнего времени запущен проект: услуги по регистрации перехода права собственности можно получить в электронном виде.

Конечно, для этого недостаточно просто зарегистрироваться на сайте Госуслуги: требуется получить специальный «ключ»: электронно-цифровую подпись, причем не простую, а усиленную квалифицированную.

Выдают ее специальные аккредитованные центры: на флешке, в виде программного кода, через который сайт Госуслуги понимает, что к нему обратился именно тот гражданин, на кого оформлен личный кабинет.

Если такой подписью обладают обе стороны сделки, они могут переоформить собственность на недвижимость прямо через портал Госуслуги, не обращаясь лично в Росреестр или МФЦ.

Так вот, мошенники каким-то образом (обстоятельства выясняются) оформили на собственника квартиры ЭЦП и «провернули» электронную регистрацию перехода собственности по дарственной.

Результат стал известен бывшему уже собственнику спустя несколько месяцев.

Как не попасть в подобную ситуацию? Если у вас в собственности недвижимость, не поленитесь предпринять несколько простых, но эффективных мер по ее защите:

1) Один-два раза за год проверяйте выписку из Росреестра на свое жилье.

Ее можно оперативно получить на сайте Росреестра, указав адрес или кадастровый номер объекта. Из нее можно узнать, кто числится собственником недвижимости, нет ли на ней ареста или заявленных третьими лицами притязаний.

2) Подайте в Росреестр заявление о запрете совершать регистрационные действия с недвижимостью без вашего личного участия.

Сделать это можно, лично обратившись в любое отделение Росреестра либо в ближайший МФЦ. Нужно предъявить паспорт и документ, подтверждающий право собственности на ваш объект недвижимости.

Для электронной подачи такого заявления через Госуслуги требуется оформить электронно-цифровую подпись.

В течение 5-ти рабочих дней со дня обращения в реестр недвижимости вносится запись о том, что собственник запретил совершать регистрационные действия с данным объектом без своего личного участия.

Поэтому регистратор не внесет запись о прекращении права собственности по сделке, пока не увидит собственника воочию.

Не оставляйте мошенникам ни единого шанса!

Кто рискует лишиться земельных участков?

Мария Волуйская

Источник фотографии

Госсовет Удмуртии внес в Госдуму законопроект, изменяющий условия, при которых у собственников могут принудительно изъять землю. Предлагается внести изменения в ст. 45 Земельного кодекса РФ, ст. 284 Гражданского кодекса РФ и в ст. 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

 

Какие правила изъятия земельных участков действуют сейчас?

 

Действующая редакция Земельного кодекса РФ предусматривает возможность принудительного изъятия земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, при его неиспользовании по целевому назначению в течение трех и более лет.

Речь идет о прекращении права бессрочного пользования землей либо пожизненного наследуемого владения участком. Кроме того, ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусматривает такую возможность в случае использования земельного участка с нарушением, которое повлекло существенное снижение плодородия почв или причинение вреда окружающей среде.

Эти нормы не распространяются на садовые и огородные участки, земли, на которых есть жилые дома, а также участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства или гаражного строительства.

Факт неиспользования земельного участка по целевому назначению или его использования с нарушением устанавливает в ходе проверки Россельхознадзор. Этот орган также запускает процедуру изъятия земли.

 

Какие изменения хотят внести в правила изъятия земли?

 

Авторы законопроекта предлагают сократить срок, по истечении которого можно принудительно изъять земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования, с трех до двух лет.

 

Зачем нужны поправки?

 

Представители Госсовета Удмуртии считают, что уменьшение срока принудительного изъятия земли до двух лет поможет решить проблему сокращения площадей сельскохозяйственных земель и должно поспособствовать процессу введения в хозяйственный оборот заброшенных земель. Перепись 2016 года показала, что общая площадь неиспользуемых сельхозугодий в России составляет 97,2 млн га. Это 44% всех сельскохозяйственных угодий страны. Владельцы, которые не засевают землю, часто оставляют ее в собственности, чтобы перепродать или использовать в качестве залога для большого кредита.

Кроме того, как считают авторы инициативы, изменения в законодательстве должны привести к сокращению судебных решений об отказе в изъятии земельных участков. Например, когда владелец использует земли частично, но при этом их почвенные и иные характеристики не сохраняются в должном виде.

Картина дня

))}
Loading...
наверх